СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Профсоюзного
Директор Института академик
комитета
ИФВД РАН
А.А.
Антанович
С.М. Стишов
ПОЛОЖЕНИЕ «ОБ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ»
в Федеральном
государственном бюджетном учреждении
науки
Институте физики
высоких давлений им. Л.Ф.Верещагина
Российской академии наук
(ИФВД РАН)
1.
Назначение
документа.
1.1.
Настоящее Положение «Об
антикоррупционной политике» (далее
Положение) разработано в целях защиты
прав и свобод граждан, обеспечения
законности, правопорядка и
общественной безопасности и является
базовым документом Федерального
государственного бюджетного
учреждения науки Института физики
высоких давлений им. Л.Ф.Верещагина
Российской академии наук (далее
Института), определяющим ключевые
принципы и требования, направленные
на предотвращение коррупции и
соблюдение норм антикоррупционного
законодательства руководством,
сотрудниками и иными лицами, которые
могут действовать от имени Института.
1.2.
Положение разработано в соответствии
с Федеральным законом от 25.12.2008 года №
273-ФЗ «О противодействии коррупции».
1.3.
Антикоррупционные меры Института
направлены на:
-
предупреждение коррупции, в том числе
на выявление и последующее устранение
причин коррупции (профилактика
коррупции);
-
выявление, предупреждение, пресечение,
раскрытие и расследование
коррупционных правонарушений (борьба
с коррупцией);
-
минимизацию и (или) ликвидацию
последствий коррупционных
правонарушений.
2.
Основные
понятия, применяемые в Положении.
2.1.
Для целей настоящего Положения
используются следующие основные
понятия:
Коррупция
– злоупотребление служебным
положением, дача взятки, получение
взятки, злоупотребление полномочиями,
коммерческий подкуп либо иное
незаконное использование физическим
лицом своего должностного положения
вопреки законным интересам общества и
государства в целях получения выгоды
в виде денег, ценностей, иного
имущества или услуг имущественного
характера, иных имущественных прав
для себя или для третьих лиц либо
незаконное предоставление такой
выгоды указанному лицу другими
физическими лицами. Коррупцией также
является совершение перечисленных
деяний от имени или в интересах
юридического лица.
Противодействие
коррупции
– деятельность федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления, институтов
гражданского общества, организаций и
физических лиц в пределах их
полномочий.
Предупреждение
коррупции
– деятельность организаций,
направленная на введение элементов
корпоративной культуры,
организационной структуры, правил и
процедур, регламентированных
внутренними нормативными документами,
обеспечивающих недопущение
коррупционных правонарушений.
Организация
– юридическое лицо независимо от
формы собственности, организационно-правовой
формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент
– любое российское или иностранное
юридическое или физическое лицо, с
которым организация вступает в
договорные отношения, за исключением
трудовых отношений.
Взятка
– получение должностным лицом,
иностранным должностным лицом либо
должностным лицом публичной
международной организации лично или
через посредника денег, ценных бумаг
иного имущества либо в виде
незаконных оказания ему услуг
имущественного характера,
предоставления иных имущественных
прав за совершение действий (бездействия)
в пользу взяткодателя или
представляемых им лиц, если такие
действия (бездействие) входят в
служебные полномочия должностного
лица либо оно в силу должностного
положения может способствовать таким
действиям (бездействию), а равно за
общее покровительство или
попустительство по службе.
Коммерческий
подкуп
– незаконные передача лицу,
выполняющему управленческие функции
в коммерческой или иной организации,
денег, ценных бумаг, иного имущества,
оказание ему услуг имущественного
характера, предоставление иных
имущественных прав за совершение
действий (бездействие) в интересах
дающего в связи с занимаемым этим
лицом служебным положением.
Комплаенс
– обеспечение соответствия
деятельности организации требованиям,
налагаемым на нее российским и
зарубежным законодательством, иными
обязательными для исполнения
регулирующими документами, а также
создание в организации механизмов
анализа, выявления и оценки рисков
коррупционно опасных сфер
деятельности и обеспечение
комплексной защиты организации.
3.
Цели
Положения.
3.1.
Институт ставит перед собой цели:
-
минимизировать риск вовлечения
организации – руководства и
сотрудников Института независимо от
занимаемой должности в коррупционную
деятельность;
-
сформировать у контрагентов,
сотрудников и иных лиц единообразное
понимание настоящего Положения о
неприятии коррупции в любых формах и
проявлениях;
-
обобщить и разъяснить основные
требования антикоррупционного
законодательства Российской
Федерации, которые могут применяться
к Институту и сотрудникам;
-
вменить в обязанность сотрудников
Института знать и соблюдать принципы
и требования настоящего Положения,
ключевые нормы применяемого
антикоррупционного законодательства,
а также адекватные мероприятия по
предотвращению коррупции.
4.
Принципы
Положения.
4.1.
Все сотрудники Института должны
руководствоваться настоящим
Положением и неукоснительно
соблюдать его принципы и требования.
4.2.
Директор Института отвечает за
организацию всех мероприятий,
направленных на реализацию принципов
и требований настоящего Положения,
включая назначение лиц, ответственных
за разработку антикоррупционных
мероприятий, их внедрение и контроль.
4.3.
Принципы и требования настоящего
Положения распространяются на
конрагентов и представителей
Института, а также на иных лиц в тех
случаях, когда соответствующие
обязанности закреплены в договорах с
ними, в их внутренних документах или
прямо вытекают из закона.
4.4.
Директор и должностные лица Института
формируют этический стандарт
непримиримого отношения к любым
формам и проявлениям коррупции,
подавая пример своим поведением и
осуществляя ознакомление с
антикоррупционной политикой всех
сотрудников и конрагентов.
4.5.
При создании системы мер
противодействия коррупции Института
основываться на следующих ключевых
принципах противодействия коррупции:
4.5.1.
Принцип
соответствия политики организации
действующему законодательству и
общепринятым нормам.
Соответствие
реализуемых антикоррупционных
мероприятий Конституции Российской
Федерации, заключенным Российской
Федерацией международным договорам,
законодательству Российской
Федерации и иным нормативным правовым
актам, применимым в Институте.
4.5.2.
Принцип
личного примера руководства.
Ключевая
роль руководства Института в
формировании культуры нетерпимости к
коррупции и в создании
внутриорганизационной системы
предупреждения и противодействия
коррупции.
4.5.3.
Принцип
вовлеченности сотрудников.
Информированность
сотрудников Института о положениях
антикоррупционного законодательства
и их активное участие в формировании и
реализации антикоррупционных
стандартов и процедур.
4.5.4.
Принцип
соразмерности антикоррупционных
процедур риску коррупции.
Разработка
и выполнение комплекса мероприятий,
позволяющих снизить вероятность
вовлечения Института, его
руководителей и сотрудников в
коррупционную деятельность,
осуществляется с учетом существующих
в деятельности Института
коррупционных рисков.
4.5.5.
Принцип
эффективности антикоррупционных
процедур.
Применение
в Институте таких антикоррупционных
мероприятий, которые имеют низкую
стоимость, обеспечивают простоту
реализации и приносят значимый
результат.
4.5.6.
Принцип
ответственности и неотвратимости
наказания.
Неотвратимость
наказания для сотрудников Института
вне зависимости от занимаемой
должности, стажа работы и иных условий
в случае совершения ими коррупционных
правонарушений в связи с исполнением
трудовых обязанностей, а также
персональная ответственность
руководителя Института за реализацию
внутриорганизационной
антикоррупционной политики.
5.
Антикоррупционное
законодательство.
5.1.
Все сотрудники Института должны
соблюдать нормы российского
антикоррупционного законодательства,
установленные, в том числе, Уголовным
кодексом Российской Федерации,
кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях,
Федеральным законом «О
противодействии коррупции»,
настоящим Положением и иными
нормативными актами, основными
требованиями которых является запрет
дачи взяток, запрет получения взяток,
запрет коммерческого подкупа и запрет
посредничества во взяточничестве.
5.2.
С учетом изложенного всем сотрудникам
Института запрещается прямо или
косвенно, лично или через
посредничество третьих лиц
участвовать в коррупционных
действиях, предлагать, давать, обещать,
просить и получать взятки или
совершать платежи для упрощения
административных, бюрократических и
прочих формальностей в любой форме, в
том числе, в форме денежных средств,
ценностей, услуг или иной выгоды каким-либо
лицам и от каких-либо лиц или
организаций, включая коммерческие
организации, органы власти и
самоуправления, государственных
служащих, частных компаний и их
представителей.
6.
Подарки
и представительские расходы.
6.1.Подарки,
которые сотрудники от имени Института
могут предоставлять другим лицам и
организациям, подарки, которые
сотрудники, в связи с их деятельностью
в Институте, могут получать от других
лиц и организаций, а также
представительские расходы, в том
числе, расходы сотрудников Института
на деловое гостеприимство, должны
соответствовать следующим критериям:
-
быть прямо связанными с законными
целями деятельности Института или
общенациональными праздниками (Новый
Год, 8 Марта, 23 февраля и др.) и
применимыми в соответствии с
финансовым состоянием Института;
-
быть обоснованными, соразмерными и не
являться предметами роскоши.
Стоимость подарка не может превышать
3000 (трех тысяч) рублей (п. 2 ст. 575 ГК РФ);
-
приобретаться по согласованию с
директором Института;
-
не представлять собой скрытое
вознаграждение за услугу, действие (бездействие),
попустительство, покровительство,
предоставление прав, принятие
определенного решения о соглашении,
разрешении и т.п., или попытку оказать
влияние на получателя с иной
незаконной и неэтичной целью;
-
не создавать репутационного риска
Института, сотрудников и иных лиц в
случае раскрытия информации о
подарках или представительских
расходах;
-
не противоречить принципам и
требованиям настоящего Положения,
кодекса этики, другим внутренним
документам Института и нормам
применимого законодательства.
6.2.
Не допускаются подарки от имени
Института, его сотрудников и
представителей третьим лицам в виде
денежных средств, как наличных, так и
безналичных, независимо от валюты.
7.
Взаимодействие
с сотрудниками.
7.1.
Институт требует от своих сотрудников
соблюдения настоящего Положения,
информируя их о ключевых принципах,
требованиях и санкциях за нарушения.
7.2.
В Институте организуются безопасные,
конфиденциальные и доступные
средства информирования руководства
Института (письменное заявление на
имя директора или ответственного за
соблюдение антикоррупционной
политики или личное обращение;
сообщение по телефонной связи,
электронной почте) о фактах
взяточничества.
7.3.
Для формирования надлежащего уровня
антикоррупционной культуры с новыми
сотрудниками проводится вводный
инструктаж по настоящему Положению и
связанных с ним документов, а для
действующих сотрудников Положение и
другие документы вывешивается на
информационный стенд Института.
7.4.
Соблюдение сотрудниками Института
принципов и требований настоящего
Положения учитывается при
формировании кадрового резерва для
выдвижения на вышестоящие должности,
а также при наложении дисциплинарных
взысканий.
7.5.
В Институте закреплены следующие
обязанности работников, связанных с
предупреждением и противодействием
коррупции:
-
воздерживаться от совершения и (или)
участия в совершении коррупционных
правонарушений в интересах или от
имени Института;
-
воздерживаться от поведения, которое
может быть истолковано окружающими
как готовность совершить или
участвовать в совершении
коррупционного правонарушения в
интересах или от имени Института;
-
незамедлительно информировать
директора, непосредственного
руководителя или лицо, ответственное
за соблюдение антикоррупционной
политики в Институте, о случаях
склонения сотрудника к совершению
коррупционных правонарушений;
-
незамедлительно информировать
директора, непосредственного
руководителя или лицо, ответственное
за соблюдение антикоррупционной
политики в Институте, о ставшей
известной сотруднику информации о
случаях совершения коррупционных
правонарушений другими сотрудниками,
конрагентами или иными лицами;
-
сообщить непосредственному
руководителю или иному
ответственному лицу о возможности
возникновения либо о возникшем у
сотрудника конфликте интересов.
8.
Взаимодействие
с посредниками, конрагентами и иными
лицами.
8.1.
Институту и его сотрудникам
запрещается привлекать или
использовать посредников, партнеров,
агентов, совместные предприятия или
иных лиц для совершения каких-либо
действий, которые противоречат
принципам и требованиям настоящего
Положения или нормам применяемого
антикоррупционного законодательства.
8.2.
Институт стремится иметь деловые
отношения с контрагентами,
поддерживающими требования
антикоррпуционного законодательства.
8.3.
Институт заявляет, что отказывается
от стимулирования каким-либо образом
работников контрагентов, в том числе
путем предоставления денежных сумм,
подарков, безвозмездного выполнения в
их адрес работ (услуг) и другими
способами, ставящего работка
конрагента в определенную
зависимость и направленного на
обеспечение выполнения этим
работником каких-либо действий в
пользу Института.
8.4.
Институт открыто заявляет о неприятии
коррупции и приветствует соблюдение
принципов и требований настоящего
Положения всеми контрагентами, своими
сотрудниками и иными лицами.
8.5.
Институт содействует повышению
уровня антикоррупционной культуры
путем информирования и
систематического обучения
сотрудников в целях поддержания их
осведомленности в вопросах
антикоррупционной политики Института
и овладения ими способами и приемами
применения антикоррупционной
политики на практике.
9.
Антикоррупционные
мероприятия.
9.1.
В антикоррупционную политику
Института включается перечень
конкретных мероприятий, которые
должны реализовываться в целях
предупреждения и противодействия
коррупции.
9.1.1.Нормативное
обеспечение, закрепление стандартов
поведения и декларация намерений:
-
разработка и принятие кодекса этики и
служебного поведения;
-
разработка и принятие положения о
конфликте интересов;
-
введение во вновь заключаемые
договоры, связанные с хозяйственной
деятельностью Института, стандартной
антикоррупционной оговорки.
9.1.2.
Разработка и введение специальных
антикоррупционных процедур:
-
введение процедуры информирования
сотрудниками работодателя о случаях
склонения их к совершению
коррупционных правонарушений;
-
введение процедуры информирования
работодателя о ставшей известной
сотруднику информации о случаях
совершения коррупционных
правонарушений другими сотрудниками,
конрагентами или иными лицами.
9.1.3.
Обучение и информирование
сотрудников:
-
ознакомление сотрудников под роспись
с нормативными документами,
регламентирующими вопросы
предупреждения и противодействия
коррупции в Институте;
-
проведение обучающих мероприятий по
вопросам профилактики и
противодействия коррупции;
-
организация индивидуального
консультирования сотрудников по
вопросам применения (соблюдения)
антикоррупционных стандартов и
процедур.
9.1.4.
Обеспечение соответствия системы
внутреннего контроля Института
требованиям антикоррупционной
политики:
-
осуществление регулярного контроля
соблюдения внутренних процедур;
-
осуществление контроля данных
бухгалтерского учета, наличия и
достоверности первичных документов
бухгалтерского учета.
10.
Мониторинг
и контроль. Внесение изменений.
10.1.
Институт
осуществляет мониторинг внедренных
мероприятий по предотвращению
коррупции, контролирует их соблюдение,
а при необходимости пересматривает и
совершенствует их.
10.2.
При
выявлении недостаточной
эффективности настоящего Положения
или связанных с ним антикоррупционных
мероприятий в Институте, либо при
изменении требований применимого
законодательства Российской
Федерации директор Института
организует выработку и реализацию
плана действий по пересмотру и
изменению настоящего Положения и/или
антикоррупционных мероприятий.
11.
Внутренний
контроль.
11.1.
Контроль
документирования деятельности
Института, прежде всего, связан с
обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской)
отчетности и направлен на
предупреждение и выявление
соответствующих нарушений:
составление неофициальной отчетности,
использования поддельных документов,
записи несуществующих расходов,
отсутствия первичных учетных
документов, исправлений в отчетности
и документах, уничтожения документов
и отчетности ранее установленного
срока;
11.2.
Проверка
экономической обоснованности
осуществляемых операций в сферах
коррупционного риска может
проводиться в отношении обмена
деловыми подарками,
представительских расходов и других
сфер.
11.3.
Все
финансовые операции должны быть
аккуратно, правильно и с достаточным
уровнем детализации отражены в
бухгалтерском учете Института,
задокументированы и доступны для
проверки;
11.4.
Искажение
или фальсификация бухгалтерской
отчетности Института строго
запрещены.
12.
Отказ от ответных
мер и санкций.
12.1.
Институт
заявляет о том, что ни один сотрудник
не будет подвергнут санкциям (в том
числе уволен), если он сообщил о
предполагаемом факте коррупции,
отказался дать или получить взятку,
оказать посредничество во
взяточничестве.
13.
Сотрудничество с
правоохранительными органами в сфере
противодействия коррупции.
13.1.
Сотрудничество
с правоохранительными органами
является важным показателем
действительной приверженности
Института декларируемым
антикоррупционным стандартам
поведения. Данное сотрудничество
может осуществляться в различных
формах:
-
необходимо сообщать в
соответствующие правоохранительные
органы о случаях совершения
коррупционных правонарушений, о
которых стало известно в Институте;
-
оказания содействия уполномоченным
представителям контрольно-надзорных
и правоохранительных органов при
проведении ими инспекционных
проверок деятельности Института по
вопросам предупреждения и
противодействия коррупции;
-
оказания содействия уполномоченным
представителям правоохранительных
органов при проведении мероприятий по
пресечению или расследования
коррупционных преступлений, включая
оперативно-розыскные мероприятия;
-
руководство Института и сотрудники не
должны допускать вмешательства в
выполнение служебных обязанностей
должностными лицами судебных или
правоохранительных органов.
14.
Ответственность
за неисполнение (ненадлежащее
исполнение) настоящего положения.
14.1.
Директор
и сотрудники Института, независимо от
занимаемой должности, несут
ответственность, предусмотренную
действующим законодательством
Российской Федерации, за соблюдение
принципов и требований настоящего
Положения, а также за действия (бездействие)
подчиненных им лиц, нарушающие эти
принципы и требования.
14.2.
Лица,
виновные в нарушении требований
настоящего Положения, могут быть
привлечены к дисциплинарной,
административной, гражданско-правовой
или уголовной ответственности по
инициативе Института,
правоохранительных органов или иных
лиц в порядке и по основаниям,
предусмотренным законодательством
Российской Федерации, локальными
нормативными актами и трудовыми
договорами.
|